Всероссийское совещание «Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на базе различных образовательных организаций», организованного в рамках исполнения Государственного контракта № 07.027.11.0035 от 12 ноября 2014 года на выполнение работ по проекту «Доработка и внедрение в практику новых институциональных механизмов управления, обновления структуры и содержания деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
С 17 по 19 сентября 2015 года в Российском университете дружбы народов прошло Всероссийское совещание «Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на базе различных образовательных организаций» врамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования. В совещании приняли участие более 280 человек из 48 регионов: специалисты органов управления образованием, руководители общеобразовательных организаций, руководители и специалисты организаций дополнительного образования детей, специалисты ППМС-центров и др.
Первый день совещания прошел в Министерстве образования и науки РФ. С докладом «Государственная политика в организации образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, на базе общеобразовательных организаций» выступилаФальковская Лариса Павловна - начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на базе различных образовательных организаций были раскрыты Волосовец Татьяна Владимировна, директор Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», зав.кафедрой специального образования РУДН. Абанкиной Ириной Всеволодовной, к.э.н., профессором, директором Института развития образования Высшей Школы экономики были представлены модели финансового обеспечения дошкольного образования.
На совещании с представлением различных моделей организации образования детей с ОВЗ выступили:
- Седунов Александр Всеволодович, начальник Государственного управления образования Псковской области: «Взаимодействие региональных и муниципальных организаций для создания условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»
- Швецова Галина Николаевна Министр образования и науки Республики Марий Эл, д.п.н.: «Опыт организации обучения и воспитания детей с ОВЗ в Республике Марий Эл»
- Барковская Лариса Юрьевна, начальник отдела специального, дополнительного, физкультурно-спортивного образования и воспитания Министерства образования Калининградской области «Об организации предоставления психолого-педагогического сопровождения обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ при обучении в общеобразовательных организациях Калининградской области»
- Митякина Елена Анатольевна, директор Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Удомельская средняя общеобразовательная школа № 1 им. А.С. Попова» Тверской области: «Особенности организации образовательной деятельности детей с ОВЗ в общеобразовательной школе»
- Гаджиева Людмила Анатольевна, руководитель департамента образования администрации города Перми:«Личный кабинет дошкольника каксредство формирования индивидуальной траектории его развития»
- Шуранова Мария Геннадьевна, начальник отдела специального образования Министерства образования и науки Красноярского края: «Образование детей с ОВЗ в структуре края: структура, формы, содержание»
- Фальковская Лариса Павловна, начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации «ППМС-центр как ресурс организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в разных образовательных организациях».
Второй и третий дни совещания проходили на базе Российского университета дружбы народов. Кутепова Елена Николаевна,зам. директора Института проблем инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического университета,доцент кафедры специального образования РУДН привлекла внимание к организации деятельности общеобразовательных организаций в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Особенности организации образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования осветил в своем докладе Кириллов Иван Львович, к.п.н., доцент, заместитель директора Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования». Вопросы включения детей с ОВЗ в систему дополнительного образования представили Голованов Виктор Петрович и Фришман Ирина Игоревна – доктора педагогических наук, главные научные сотрудники ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО». Самсонова Елена Валентиновна - руководитель городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического университета, к.пс.н, доцент, говорила об особенностях психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в общеобразовательных организациях. Сунько Татьяна Юрьевна - н.сотр.центра по развитию инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического университета сделала доклад на тему «Особенности организации образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях апробации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью».
Особый интерес вызвал доклад Царева Андрея Михайловича, к.п.н., директора ГБОУ Псковской области «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»«Особенности организации образования детей с различными нарушениями в условиях разноуровневого образовательного учреждения». Борисова Наталья Владимировна - руководитель структурного подразделения ГБОУ города Москвы «Школа 1321 “Ковчегˮ» определила особенности конструирования образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях, а Чушева Людмила Николаевна - директор ГБОУ ПО «Опочецкая специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья» Псковской области описала ресурсность в организации образовательной деятельности детей с ОВЗ и детей-инвалидов специальной (коррекционной) школы – интерната.
Обсуждаемые темы вызвали живой интерес у участников совещания. С дополнительными докладами выступили Симухина Галина Васильевна – директор ГОЦ ЦПМСС «Дар» Забайкальского края и Сорокина Татьяна Владимировна - заместитель директора по учебно-воспитательной работе областного казённого образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр дифференцированного, надомного и дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени» Курской области.
В третий день совещания была организована работа круглых столов по обсуждению проектов нормативных документов о внедрении в практику модели и алгоритма деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам:
- образовательным программам дошкольного образования с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ведущие Волосовец Т.В. и Кириллов И.Л);
- начального общего, основного общего и среднего общего образования с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ведущий Кутепова Е.Н.);
- дополнительным общеобразовательным программам (ведущий Фришман И.И).
- Абанкина ИВ Модели финансового обеспечения создания специальных условий для детей с ОВЗ при реализации образовательных программ
- Барковская ЛЮ Об организации предоставления ПП сопровождения обучающихся испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ при обучении в ОО Калининградской области
- Борисова НВ Особенности конструирования образовательной среды для обучающихся с ОВЗ в ОО
- Волосовец ТВ Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗна базе различных образовательных организаций
- Гаджиева ЛА Личный кабинет дошкольника как средство формирования траектории его развития
- Голованов ВП Дополнительное образование детей с ОВЗ
- Кириллов ИЛ Особенности организации образовательной деятельности детей с ОВЗ в условия внедрения ФГОС дошкольного образования
- Кутепова ЕН Законодательные основы организации получения образования детьми с ОВЗ
- Кутепова ЕН Организация деятельности ОО в условиях внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интелектуальными нарушениями)
- Митякина ЕА Особенности организации образовательной деятельности детей с ОВЗ в общеобразовательной школе
- Сазонова ЕВ Особенности психолого - педагогического сопровождения образовательного процесса в общеобразовательных организациях.
- Седунов А.В. Взаимодействие региональных и муниципальных организаций для создания условий для обучения детей с ОВЗ
- Фальковская ЛП Образование лиц с ОВЗ и инвалидностью
- Фришман ИИ Особенности организации образовательной деятельности детей с ОВЗ в условиях организаций дополнительного образования
- Царев АМ Особенности организации образования детей с различными нарушениями в условиях разноуровневого оргазовательного учреждения
- Чушева ЛН Специальная (коррекционная) школа интернат как ресурсный центр по организации образовательной деятельности детей с ОВЗ и детей инвалидов. Проблемы и перспективы.
- Швецова ГН Опыт организации обучения и воспитания детей с ОВЗ в Республике Марий Эл
- Шуранова МГ Образование детей с ОВЗ в структуре Красноярского края - структура, формы, содержание
|